Порядок взаимодействия администрации и педагога-психолога учреждения образования в ситуации совершенного суицида

Порядок взаимодействия администрации и педагога-психолога учреждения образования в ситуации совершенного суицида  

         Суицид, совершенный обучающимся учреждения образования (далее – УО), затрагивает всех субъектов образовательной среды:

- обучающихся;

- родителей;

- педагогов;

- администрацию;

- других сотрудников УО.   

         В УО должны существовать специальные инструкции относительно информирования работников УО, особенно, учителей, а также обучающихся и их родителей, о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Эти меры направлены на предотвращение кластеризации самоубийств, т.е. проявления «эффекта заразительности».     Этот эффект является следствием психологической тенденции суицидальных детей и подростков подражать деструктивным действиям людей, совершивших самоубийство или суицидальную попытку.

     Суицидальный кластер может охватить не только знакомых друг с другом детей и подростков, даже совершенно чужие и никогда не встречавшие самоубийцу юноши и девушки могут имитировать его поведение и, в результате, тоже совершить самоубийство.

         Соучеников, работников УО и родителей следует тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке, совершенной ребенком, и проработать переживания, вызванные случившимся событием. В связи с этим организация деятельности педагога-психолога УО по оказанию психологической помощи должна строиться таким образом, чтобы взаимодействовать со всей системой в целом. Также следует осуществлять межведомственное взаимодействие при необходимости оказания медицинской, правоохранительной, социальной, информационной и других видов помощи. В ситуации совершенного суицида/риска суицида основные направления работы педагога-психолога в УО заключаются в своевременном выявлении суицидального риска, превентивных мерах, кризисном вмешательстве.

  • Сбор информации, оценка ситуации

         На этом этапе администрация взаимодействует с педагогом-психологом, классным руководителем, педагогом социальным, родителями;

         Задача педагога-психолога: оценить ресурсы по выявлению группы риска и оказанию экстренной психологической помощи. Педагог-психолог или администрация УО могут самостоятельно инициировать обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (например, СПЦ, ТЦСОН). В случае поступления запроса специалисты СПЦ также, в первую очередь, взаимодействуют с администрацией УО, далее осуществляют взаимодействие со всей системой УО, устанавливают контакт, собирают предварительную информацию о ситуации, о состоянии обучающихся, о группах, задействованных в данной ситуации (дети, родители, учителя), о предпринятых мерах, уточняют запрос, определяют совместно с администрацией и педагогом-психологом УО антикризисный план (действий) с каждой группой, осуществляют психологическое сопровождение субъектов образовательной среды в кризисной ситуации. При проведении следственных мероприятий на территории УО необходимо психологическое сопровождение участников образовательной среды, задействованных в этих мероприятиях.

         Взаимодействие педагога-психолога  с классным руководителем, педагогом социальным включает в себя получение необходимой предварительной информации о состоянии отдельных обучающихся, сбор анамнеза, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, организация встречи с обучающими, подготовка к встрече с родителями.

         В целях локализации распространения слухов педагогу-психологу необходимо осуществлять грамотное взаимодействие с журналистами, в т.ч. совместно с администрацией УО подготовить информацию по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ.

  • Встреча с классом, в котором произошел суицид 

Педагог-психолог УО в первую очередь осуществляет первичную диагностику психофизиологического состояния обучающихся. Педагог-психолог УО проводит  встречу с классом, в котором произошел случай (при необходимости может быть проведена беседа в нескольких классах):

         Групповая форма работы:

Беседа с детьми позволяет:

-       Оценить наличие явной или потенциальной угрозы для жизни как для самого человека, находящемся в кризисном состоянии, так и его окружения.

-      Упорядочить информацию, выстроить последовательность событий (абсолютный хаос в порядок).

-  Групповое обсуждение травматического события позволяет обучающимся лучше понять произошедшее, понять погибшего (его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между обучающимися, адаптироваться после случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания, утраченное равновесие. На равновесие влияют несколько взаимодополняющих факторов:  реалистическое восприятие события; наличие адекватной поддержки (социальных ресурсов); адекватный механизм разрешения проблемы. Следует не избегать пугающего опыта, а находить ресурс для преодоления и дальнейшего развития (стали взрослее, ответственнее).

-   Информировать обучающихся об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов).

После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, психолог  приглашает  часть нуждающихся в психологической помощи ребят на индивидуальную консультацию  с целью  уточнения степени воздействия  травматического события и преодолении  его.  Часто ребята приходят сами, считая, что им нужна помощь психолога.  За  этим  решением  могут быть скрыты различные  страхи: оставаться одному, спать без света, приходить в то место, где был совершен суицид, плохое самочувствие, чувство вины, раскаяние,  подавленное настроение и др.  Часть  же обращений ребят направлено на получение консультаций по вопросам  непонимания, одиночества, низкой самооценки. Педагог-психолог должен уметь развести заявленные проблемы на связанные с конкретной травматической ситуацией или  кризисными  проявлениями ребят. 

Необходимо помнить о том, что на третьи сутки, как правило, наступает психологическое и физическое истощение у людей, переживших данное травматическое событие, поэтому психологическую работу необходимо планировать  с учетом динамики состояния пострадавших.

    При выраженности, длительности или стабильности перечисленных выше болезненных проявлений, возникших в ответ на травматическое событие, необходимо индивидуальное психологическое консультирование подростка (по его запросу, запросу родителей или администрации школы).

Если необходимо, спланировать работу по психологическому обеспечению траурных мероприятий  (быть  на кладбище), что   даст возможность специалисту оценить психологическое состояние участников церемонии, ближайшее внешкольное окружение обучающихся.

 Правила для работы с подростками, друзья которых совершили самоубийство

Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.

Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.

Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.

Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть.

Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.