«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Организация работы по профилактике суицидального поведения

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Организация работы

по профилактике суицидального поведения

Документирование работы по профилактике суицидального поведения

  1. План работы учреждения образования по формированию ценностного отношения к жизни на календарный год

         В план включаются мероприятия по первичной профилактике суицидального поведения. Данные мероприятия проводятся на протяжении всего года и предназначены для всех обучающихся, направлены на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья, формирование навыков конструктивного общения. Также включается диагностическая, коррекционно-развивающая работа.

         Формы проведения: классные часы, тренинговые занятия, психологические практикумы, обучающие семинары, беседы, лекции и т.д.

         При подготовке и проведении мероприятий необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.

  1. Тематический план работы

(дня, недели, декады, месячника) по формированию ценностного отношения к жизни.План включает мероприятия для обучающихся, педагогов (кураторов групп, мастеров, преподавателей), родителей. Учреждение образования самостоятельно определяет период проведения мероприятий: день, неделя, месячник. Всемирный день предотвращения самоубийств -10 сентября.

  1. Аналитический отчет о проведенных мероприятиях

         В данном отчете обязательно отражается количество принятых в данном мероприятии обучающихся, педагогов (кураторов групп, мастеров, преподавателей), родителей, учитывается количество раздаточного материала (памяток, буклетов, рекомендаций и т.д.)

  1. Материалы психодиагностических исследований.

         В психодиагностическом исследовании принимают участие обучающиеся
5-11 классов (для учреждений общего среднего образования); обучающиеся до 18 лет (для учреждений ПТО и учреждений высшего образования).

         Для проведения психодиагностического исследования необходимо письменное согласие одного из законных представителей (для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет), с 14 лет необходимо письменное согласие самого несовершеннолетнего.

         При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет согласия законных представителей не требуется в следующих случаях:

  • при установлении факторов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
  • в случае признания несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
  • при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования;
  • в случае принудительного отказа медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохраниния.
  • Психодиагностическое исследование проводится не реже 1 раза в годс 1 сентября до 1 ноября (первичное психодиагностическое исследование), углубленное психодиагностическое исследование не должно превышать 30 дней с момента первичного психодиагностического исследования;
  • Результаты психодиагностического исследования доводятся индивидуально до сведения законного представителя и обучающегося.
  1. Углубленное психодиагностическое исследование

Для углубленного психодиагностического исследования определяются обучающиеся, имеющие 2 или более показателей, отклоняющихся от нормы

к показателям относятся:

изолированный или пренебрегаемый социометрический статус;

низкий уровень самооценки;

высокий уровень тревожности;

несовершеннолетние, находящиеся в кризисных или стрессовых ситуациях;

легкая безнадежность;

имеющие 1 показатель, к которому относятся:

умеренная, тяжелая безнадежность;

наличие факторов высокого риска суицидальных действий;

информация от классных руководителей (кураторов групп, мастеров, преподавателей), ближайшего окружения, полученная в ходе наблюдений за несовершеннолетним(наличие маркеров суицидального поведения;факторов высокого риска суицидальных действий; учащиеся, вовлеченные в активные сообщества и игры, имеющих суицидальный контент)

  1. Несовершеннолетние, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке и психологической помощи.

Необходимо информировать законных представителей несовершеннолетнего о выявленных у него психологических проблемах, при которых существует вероятность совершения суицидальных действий. При этом следует предложить обучающемуся и его законным представителям психологическую помощь (психологическое консультирование, психологическую коррекцию) так как они направлены на корректировку особенностей личности несовершеннолетнего и его поведения.

  1. Планы, программы индивидуального сопровождения несовершеннолетних, нуждающихся в социально- педагогической поддержке и психологической помощи

Коррекционно-развивающие программы, тренинги и тренинговые занятия, интерактивные занятия должны быть направлены на формирование позитивного образа Я, раскрытие позитивных личностных резервов, повышение стрессоустойчивости, развитие коммуникативных навыков, обучение методам и способам саморегуляции, правилам поведения в конфликтных ситуациях, развитие критического мышления, развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний, обучение эффективным способам преодоления трудных ситуаций, коррекция тревожности, отработка техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора.

  1. Рекомендации законным представителям, педагогам, классным руководителям (кураторам групп, мастерам, преподавателям) по взаимодействию с несовершеннолетними, нуждающимися в социально-педагогической поддержке и психологической помощи.
  1. Просветительские материалы для учащихся, родителей, педагогов-предметников, классных руководителей (кураторов групп, мастеров) по профилактике суицидов, пропагандирующие ценность жизни, позитивное мировосприятие.

Необходимо обратить внимание на размещение  актуальной информации на сайтах учреждений образования, стендах, просветительских уголках и т.д. с обязательным постоянным обновлением информации.

  1. Наличие журнала учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент

Включает в себя информацию, полученную от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент.

Хранится журнал у руководителя учреждения образования либо его заместителя по воспитательной работе в условиях, гарантирующих конфиденциальность и не возможность доступа к нему лиц, не имеющих соответствующего разрешения.